Противопожарные ворота и шторы на подземных паркингах ТЦ и ЖК
Противопожарные требования к объектам повышенной опасности, расположенным в жилых домах и местах массового скопления людей, всегда были предельно строгими. Ряд крупных и трагических по своим последствиям нарушений правил, выработанных практикой, приводил к массовым жертвам. К счастью, причиной масштабных пожаров ни в одном случае не были подземные паркинги и автостоянки. Заслуга в этом в жесткой регламентации со стороны МЧС правил оборудования подземных паркингов системами противопожарной защиты, включающими в себя, в том числе, «пассивные» средства – противопожарные шторы и ворота.
О том, каким требованиям должны отвечать противопожарные ворота и шторы на подземном паркинге ТЦ и ЖК, расскажем подробно.
Нормативная регламентация
Применительно к подземным паркингам и автостоянкам, наряду с общими требованиями ППБ, существует специальный нормативный документ: СП (свод правил) 1.13130.2020 от 19.03.2020 г.
С 2021 года новые правила в обязательном порядке применяются при проектировании, реконструкции и эксплуатации уже действующих подземных паркингов. Ими установлены и требования к противопожарным шторам, местам их размещения, а так же к противопожарным воротам.
В документе дается расшифровка понятия подземного паркинга – «…помещения, все этажи которого расположены ниже половины высоты от отметки земли». Таким образом, Правила распространяются не только на стоянки, устроенные в подвальных помещениях, но так же в цокольных этажах зданий, если их высота заглублена в землю на ½ и более.
Места размещения противопожарных преград
Опасность подземного паркинга в плане возможного возгорания обусловлена высоким уровнем пожарной нагрузки на единицу площади. Автомобили располагаются близко друг от друга. Каждый автомобиль, сам по себе, является источником повышенной опасности, поскольку заправлен высоко горючим топливом, содержит в конструкции большое количество полимерных деталей, выделяющих при горении большое количество токсичных газов. Особую опасность вызывает вероятность взрыва паров бензина (газа), а так же высокая температура горения топлива, которая может привести к разрушению конструкции паркинга и обрушению.
Чтобы предотвратить негативные последствия возгорания и локализовать очаг противопожарные преграды размещают, в зависимости от планировочного решения стоянки:
- При манежной планировке, когда автомобили паркуются в общем большом помещении со свободным выездом на общий проезд, ведущий к выходу, преграды между отдельными автомобилями не предусмотрены.
- При боксовой планировке, когда каждый автомобиль находится в отдельном боксе, имеющем выезд на внутренний проезд, ведущий к выезду наружу, разграничение мест парковки противопожарными перегородками не допускается. Выделение боксов в подземных паркингах допустимо только сетчатыми преградами из негорючих материалов (металлической сеткой рабицей).
Таким образом, размещать противопожарные преграды (шторы и ворота) допустимо только в межсекционных проходах, отделяющих части помещений паркинга, имеющих самостоятельные выходы/выезды наружу.
Если подземная парковка имеет более 1 этажа, на въезде в помещение для хранения автомобилей устраиваются камеры-шлюзы, изолированные противопожарными шторами или воротами.
Конструкция преград на подземных парковках
Места расположения и требования к пожарной устойчивости преград на парковках определены ч.2. ст.38 ФЗ-123 ( в новой редакции). Для разделения помещений категорий В и Г, граничащих с помещениями категории Д предусматривается противопожарная преграда 1-го или 2-го типа, огнестойкостью не менее EI 60. Иметь механизм закрывания при срабатывании пожарной сигнализации от автоматического электрического привода. При отключении электричества предусматривается возможность закрытия преграды с помощью встроенного ИБП (при отсутствии 1 категории электропитания на объекте). Особой популярностью пользуются откатные противопожарные ворота, для закрытия которых не требуется электричество. Полотно ворот закрывается под собственным весом с помощью системы грузов и тросов. При необходимости экстренной эвакуации задержавшихся в здании людей, в секционных и откатных типах огнезащитных ворот можно предусмотреть калитку с доводчиком. Дополнительная функция, упрощающая тушение пожара пожарными - наличие лючка в полотне ворот для пожарных гидрантов. Если есть техническая возможность противопожарная шлюзовая преграда оборудуется дренчерной водяной завесой. Водяная преграда уменьшает стоимость полотна огнезащитной шторы.
Противопожарные ворота из металлических ламелей, или сдвижные – из массива негорючего материала, устанавливаются в противопожарных преградах (проемах) в тех местах, в которых установка штор или экранов нецелесообразна или не может обеспечить надежного прекращения доступа в помещение.
Следовательно, ворота устанавливаются на въезде в паркинг, или отдельно на въезде в каждую изолированную секцию или этаж, шторы – в проемах внутри помещения, существующих между секциями или в межэтажных тамбурах, в которых установка ворот нецелесообразна.
Резюме:
Использование противопожарных штор и ворот на подземных паркингах является самой эффективной мерой по локализации очагов возгорания. Они эффективно препятствуют распространению дыма и токсичных продуктов горения – самому опасному для людей фактору в замкнутых помещениях. При незначительной стоимости и простоте монтажа, они не менее эффективны, чем капитальные противопожарные преграды. Позволяют выиграть время для эвакуации людей и автотранспорта.